Василий Верещагин. «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года.» 1878–1879 (одна из картин «Балканской серии») Третий штурм Плевны задумали как подарок Александру II на тезоименитство. Штурм был совершенно не готов, турки хорошо укрепили крепость, от непогоды развезло дороги и пушки с телегами тонули в грязи, зато на холме, где располагался штаб главнокомандующих с государем, был подан завтрак с шампанским. «Государь император поднялся с того стола и, оборотясь к нам, громко, хотя взволнованным голосом, произнес: «За здоровье тех, которые там теперь дерутся – ура!». Однако подарок на именины не удался — Плевну не взяли, русская армия за сутки потеряла около 13 000 человек, среди них — младший брат Верещагина, другой брат был ранен. За «Балканскую серию» картин Верещагина обвинили в непатриотизме и сочувствии неприятелю, а за картину «Александр II под Плевной» еще и в очернении образа Государя Императора. «Описание «За завтраком после молебна царь поднял тост «за тех, кто там борется...» Небо было покрыто тяжелыми тучами и беспрерывно шел сильный дождь... Ни на минуту не умолкал гром пушек и треск ружей. Слышно было «ура» наступающих и «аллах, аллах» турок. Поле боя застилало дымом...» На картине самый штурм не показан: о нем говорят лишь густые клубы орудийного дыма, застилающие глубокую котловину, где развертывается невидимая драма. Небольшая кучка людей — царь со штабом — отодвинута к правому краю продолговатого полотна и занимает на нем не много места. Все остальное пространство заполнено скудным и мрачным осенним пейзажем и поднимающимися к пасмурному небу клубами дыма. Создается впечатление полной оторванности этой кучки людей от тех, кем они призваны руководить в этот ответственный, страшный час. Впечатление усиливается безрадостным землистодымным колоритом картины, ее своеобразной неуравновешенной композицией и необычным горизонтально удлиненным форматом, позволяющим сделать изображенный на картине сумрачный «пейзаж войны» довлеющим над всем остальным. Тема картины — царь-полководец, наблюдающий за ходом боя, — традиционна, но ее лаконичное, сурово правдивое решение резко противоречит академической трактовке.» http://artpoisk.info/artist/vereschagin_vasiliy_vasil_evich_1842/aleksandr_ii_pod_plevnoy/